Главная » Статьи » Рязанская область » Кадом и Кадомский район |
Площадь Кадомского района составляет 988,8 км2, население — 16 168 человек. Районный центр - п. г. т. Кадом находится в 260 км от Рязани. Через район протекают судоходная р. Мокша с притоками Ермишь, Вад, Тенконта (Тентеевка) и р. Лиса, приток р. Ермишь. Кадомский район был образован в 1929 году. С незапамятных времен в этих местах селились люди. В окрестностях Кадома на берегу о. Соленое раскопана Вельская неолитическая стоянка с остатками кремневого наконечника, стрел и керамики, следовательно, люди жили здесь в VIII—III тысячелетиях до н. э. У о. Кандиль на дюне Кокуй археологи нашли керамику времен поздняковской культуры (II—I вв. до н. э.), в Кадомском Заречье, на левобережье Мокши, в культурном слое Преображенского холма обнаружены остатки керамики эпохи бронзы, селища раннего железного века и славянское, а на мысе Попов рог — Старо-Кадомское городище раннего железного века и славянское. Здесь сохранились лепная керамика I в., могильник VI—VII вв. и предметы XII—XIV вв. На месте бывших усадеб с. Старый Кадом попадались остатки гончарной керамики XV—XVIII вв. В 16 км на северо-восток от Кадома в окрестностях с. Заулки найдены наконечники из ножевидных пластинок. Близ с. Заулки расположены три кургана, еще не обследованные археологами. У с. Чермные в 1976 г. археологами было найдено большое количество каменных топоров первобытного человека. Ус. Пургасова в 1970 г. открыто городище городецкой культуры эпохи раннего железа. У западной околицы с. Пургасова в 1967 г. обнаружен могильник XIV—XVI вв. Мордовские исследователи считают, что «основополагающее участие в формировании древней мордвы приняли племена городецкой культуры, проживавшие от VIII—VII вв. до н. э. по начало нашей эры в западной части Среднего Поволжья и Среднем Поочье». В «Памятной книжке Тамбовской губерии» 1879 г. указывалось, что в 8 верстах на юго-запад от Кадома в лесу среди вековых сосен находился у кордона Паника целебный источник, существовавший с незапамятных времен. От языческого периода сохранились наименования некоторых озер около Кадома и Паники: Узы, Рымыжи, Мармыжи, Купалище. Писатель П. И. Мельников-Печерский отмечал, что мордовские князья назывались панки и что мордва почитала священные деревья. Недалеко от с. Просяные Поляны по дороге в д. Варваровку стояла еще в XIX в. знаменитая «святая береза», к которой ходила на поклонение мордва. В XIX в. западнее с. Полтевы Пеньки (ныне Восход) была известна местность под названием Городок, что свидетельствует о каком-то древнем поселении здесь. В межевой книге 1784 г. указывалась пустошь Селище, принадлежавшая к с. Полтевы Пеньки и с. Просяные Полянки в районе Ведяжьего истока. Кадом (Старый Кадом), хорошо известный половцам и болгарам, ведшим с ним оживленную торговлю, упоминается в летописи в 1209 г. В этом крае примерно в то же время были и другие поселения, что подтверждают местности под наименованиями «городища», «городки», «селища». Кадомская сторона с давних времён принадлежала мордве, после образования Рязанского княжества мордовские земли вошли в его состав. Рязанские князья держали своих наместников в Кадоме. Один из последних рязанских тысяцких Матвей Андреевич вскоре после победы над волжскими болгарами при Кадоме был в нем убит возмутившимися гражданами в 1209 г., об этом сообщает Никоновская летопись. В начале XIII в. на территории по нижнему течению Мокши от Темниково-Вадских лесов до Оки возникла Пургасова волость. Она объединяла мордовские племена. Во главе этой волости стоял князь Пургас, живший недалеко от нынешнего Кадома на правом берегу р. Мокши, по-видимому в районе с. Пургасова. Он был в союзе с Волжской Болгарией. Великий владимирский князь Юрий Всеволодович вел войну с мордвой и волжскими болгарами. В 1229 г. Пургас был разбит. В середине XIII в. кадомская земля попала под монголо-татарское иго. С усилением Москвы при великом князе Василии, сыне Дмитрия Донского, ей по ханскому ярлыку отошла территория будущих Елатомского, Шацкого, Кадомского, Темниковского, Спасского уездов Тамбовской губернии вместе с исконным населением мещерой и мордвой. В XV в. в Новом Кадоме был острог со стенами, башнями и в нем жил воевода. Сохранились два земляных вала длиной 100 м и шириной 20 м. Культурный слой содержал славянскую керамику. В 1870 г. в северной части холма в «пытальной» яме были найдены: железная цепь весом 5,5 пуда, в 3 аршина-длины, с прибоем и крюком, замок от пищали, несколько чугунных ядер весом в фунт. В середине XV в. Москва отдала Мещерский Городец (ныне Касимов) на Оке и Кадом с округой в удел казанскому царевичу Касиму за его верную службу великому московскому князю Василию Темному в его борьбе против Шемяки и золотоордынского хана Сеид-Ахмета. Удельное Касимовское «царство», подчиненное Москве, охватывало территорию будущих уездов Касимовского Рязанской губернии, Елатомского, Шацкого, Темниковского, Спасского Тамбовской губернии и просуществовало до конца XVII в. Москва сильно ограничивала власть касимовских «царевичей», зорко следила за их действиями через своих воевод, в то же время поощряя за верную службу. Вотчины получали как русские бояре, служилые люди, так и татарские князья Енгалычевы, Ишеевы, Кильдишевы, Кугушевы, Тенибяковы и другие. Гораздо многочисленнее этих знатных выходцев орды, князей и мурз, были рядовые служилые татары. Московское правительство охотно раздавало им земли с целью обеспечить с их помощью оборону своих окраин. В Крестьянскую войну под руководством И. И. Болотникова в 1606—1607 гг. восстали и крестьяне Тамбовского края. Русские крестьяне выступили вместе с мордвой и татарами. Кадомчане участвовали во взятии монастыря Андреянова пустынь близ Елатьмы. Они захватили монастырскую землю, уничтожили все знаки феодальной собственности на эту землю — грамоты, перепахивали межи, «выметывали» межевые столбы и т. д. После подавления восстания царские прислужники жестоко расправились с крестьянами. Польские интервенты взяли Кадом в смутное время. В 1609 году воевода Ф. И. Шереметев освободил от них город. Историк В. В. Вельяминов-Зернов указывал, что службу кадомских татар «для оберегания от приходу крымских и ногайских людей» можно проследить до конца 1636 г. Нужно продолжение? Пиши об этом в комментарии, и продолжение появиться.
| |
Просмотров: 5873
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |