Главная » Статьи » Рязанская область » Рыбное и Рыбноский район |
Территория нынешнего Рыбновского района, как свидетельствуют археологические памятники, была заселена около 20 000 лет назад, когда был конец ледникового периода. Здесь найдены стоянки древнейших поселений людей каменного века и городища — укрепленные поселения эпохи раннего железа. В 1378 г. на территории Рыбновской земли, на реке Воже, состоялась битва русских войск с монголо-татарами. Опасаясь усиления Московского княжества, хан Мамай отправляет в поход военачальника мурзу Бегича с многочисленным войском. Бегич вступил в пределы рязанской земли, разорил ее и двинулся на Москву. Узнав о наступлении врага, московский князь Дмитрий Иванович решил не допустить захватчиков в пределы Московского княжества и вышел по Рязанской дороге со своей ратью навстречу. Вместе с ним были суздальцы, коломяне, тарусяне, прончане. Дмитрий Иванович расположил свои войска на левом берегу Вожи так, чтобы затруднить действия неприятельской конницы в неблагоприятной для нее местности. Он построил свои войска подковой — фланги были выдвинуты вперед, а центр войск несколько оттянут назад. Основные силы расположились в поймах рек Вожи и Мечи в Срезневском, Истобниковском и Ходынинском лесах, а войска Бегича стояли у Баграмова, Вайнюкова, Горяйнова. В центре войск московский князь поставил дружину и полки, которыми командовал сам. Справа от себя расположил конные и пешие полки во главе с окольничим Тимофеем Васильевичем Вельяминовым. С левой стороны разместил полки пронского князя Даниилы. Утро 11 августа 1378 г. выдалось туманным. Только во второй половине дня монголо-татары начали наступление и стали перебираться на левый берег Вожи. Они рассчитывали одним ударом разгромить русское войско. Но не успели перейти реку — русские начали стремительное наступление всеми своими полками на главную силу Бегича — конницу. Враг был разбит наголову. А сам Бегич, не выдержав натиска. русских отрядов, бежал, побросав юрты с награбленным добром. Когда в 1521 г. Рязанское княжество было присоединено к Русскому централизованному государству, то для прикрытия южных границ его начала строиться знаменитая засечная черта, в нее вошла и Вожская засека. Она проходила вдоль всей р. Вожи. В те далекие времена Вожа протекала среди больших лиственных лесов, была полноводна, богата водоплавающей птицей и рыбой. На правом, высоком ее берегу образовалось небольшое селение, начавшееся с трех-четырех шалашей рыбаков — монахов рязанского Троицкого монастыря, высланных за провинность. В их обязанность входила ловля рыбы для своей обители. Но не исключено, что в то время они несли службу и на Вожской засеке. Первое упоминание о Рыбном мы находим в платежных книгах по населенным пунктам Рязанского края 1597 г. Оно упоминается как с. Рыбино. Село в это время принадлежало семьям Гвоздевых, А.В. Яковлева и Обловых. В платежных книгах 1628—1629 гг. Рыбное упоминается как значительное село. В 1634 г. оно пострадало от набега кочевых татар: его полностью сожгли и разграбили. После пожара возрождается. В 1676 г. здесь была построена из дерева церковь с 43 приходскими дворами для крестьян сел Рыбное и Полтево. Рыбновские крестьяне вместе с крестьянами окрестных селений принимали участие в покрытии булыжником грунтовой дороги Москва — Рязань (по ней шли войска Дмитрия Донского в 1378 и 1380 гг. на борьбу с монголо-татарскими полчищами). За каждый отработанный день им тогда платили по 6—7 копеек медной монетой. Новая дорога заметно повлияла на развитие края. В народе ее называли Коломенская, или Великий Рязанский путь. Она проходила через Зеленинские дворики, где на горке находилось почтовое отделение, через которое принималась и отправлялась почта для жителей Рыбного. В основном резкий рост села был связан со строительством и пуском железной дороги Москва — Рязань, которая пролегла по полевой земле, южнее Рыбного. Она начала строиться частным обществом Саратовской железной дороги. Вначале было открыто движение по участку Москва — Коломна. С пуском железной дороги появляется железнодорожная станция Вожа. Одной из старейших железнодорожных организаций является прорабский пункт Рязанской дистанции сооружений. Он создается одновременно со строительством железной дороги. В его функции входят работы по капитальному ремонту служебных, технических и культурно-бытовых зданий, а также жилищного фонда на Рыбновском участке Рязанского отделения дороги. Организация занимается благоустройством территории, газификацией, отоплением, водоснабжением своих объектов. С пуском железной дороги почта стала перевозиться на поездах. За письмами и деньгами жители сел и деревень приходили на станцию сами, так как почтовой связи еще не существовало. Так было до тех пор, пока в Рыбном (на ул. Перешивка) не открылось частное почтовое отделение. В 1870 г. в Рыбном открыта первая церковноприходская школа с трехлетним сроком обучения, которая сыграла большую роль в распространении грамотности среди населения. Через несколько лет было открыто второе учебное заведение — земская школа, дававшая детям сначала трехлетнее, а затем четырехлетнее образование. Школу основало сельское общество. За обучение каждого ребенка родители платили по 1 руб. в год. Деньги шли на приобретение топлива, ремонт и страхование здания, на содержание сторожа. Первой учительницей в школе была Н.П. Ширяева. На развитие Рыбного влияло и то, что оно являлось центром волости. В 1880 г. население его составляло 1138 человек. Число хозяйств возросло до 167. Леса, как надельной земли, у крестьян не было. Луговую землю имели только крестьяне помещика А.Д. Львова — всего 5 десятин. О бедности рыбновских крестьян свидетельствует документ: «37 семей села были вовсе «бездомными» и ходили по чужим домам, 14 семей не имели ни избы, ни земли, 107 семей не имели лошадей, а 63 семьи не имели ни лошади, ни коровы». Для того чтобы хоть как-то просуществовать, безлошадные крестьяне уходили на заработки. В 1880 г. из Рыбного ушло на сторону 146 годовых рабочих. В то время в Рыбном стоял только один кирпичный дом. Остальные были деревянные, крытые соломой. В состав села входила и д. Королевка с шестью хозяйствами. Там обосновались мещане, работавшие на железной дороге и занимавшиеся выращиванием овощей на продажу. Информация из источников литературы Рязанского края | |
Просмотров: 5955
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |