Главная » Статьи » Рязанская область » Рыбное и Рыбноский район |
Слухи о событиях 9 января 1905 г. в Петрограде скоро дошли до рыбновских железнодорожников. Они стали организованно и настойчиво требовать от хозяина улучшения условий труда, увеличения заработной платы, сокращения продолжительности рабочего дня, отмену многочисленных штрафов. По воспоминаниям старожилов, в ответ хозяин дороги самоуверенно заявил, что он лучше проложит от Москвы до Рязани золотые рельсы, чем прибавит по 5 копеек к заработной плате рабочим. Волна революционного движения докатилась и до рыбновских сел. Крестьяне стали более организованно вести борьбу с местными богачами, в том числе с помещиком Кучеевым, которому принадлежали самые лучшие земли и мельница на Воже. Октябрьская революция 1917 г. установила в Рыбном Советскую власть спокойно, без боев и людских жертв. Было создано два сельских Совета. Первоочередной заботой их было — конфискация помещичьих имений, земли, распределение ее между всеми гражданами, независимо от пола и возраста. Вокруг каждого участка разгорались споры, всем хотелось получить землю получше, поближе к селу. Сельские Советы помогали крестьянам-беднякам обзавестись скотом, особенно лошадьми, наладить культурно-просветительную и воспитательную работу среди населения, обеспечить население продовольствием. В 1918 г. в Рыбном появился комитет бедноты, организовавший строительство кирпичного завода в ленинских двориках. Он обобществил частные кузницы и поставил их на службу крестьян, взял на учет хлеб, продукты, топливо, сельскохозяйственные орудия, строительные материалы, скот и другие материальные ценности и равномерно распределил их среди населения. Комитет активно помогал органам Советской власти изымать хлеб у богатых слоев населения, чтобы оказать помощь голодающим Петрограду, Москве и другим городам. Международная и внутренняя реакция вела яростную борьбу против молодой Советской Республики. На своем собрании 20 апреля 1919 г. рыбновские коммунисты решили принять самое активное участие в защите завоеваний Октября. Они мобилизовали на фронт из своих рядов 50% коммунистов и сочувствующих. Работавший в то время председателем Рыбновского волисполкома И.С. Афанасьев вспоминал: «Обстановка в стране в целом и в нашей волости в особенности сложилась очень напряженной. Приходилось восстанавливать пришедшее в упадок, разрушенное двумя войнами народное хозяйство: школы, больницы, торговлю, транспорт. Для врача и семей учителей приходилось собирать с крестьян хлеб по 10 фунтов с каждой засеваемой десятины земли, оказывать гражданам помощь в обзаведении скотом, помогать погорельцам, так как пожары были страшным бичом,того времени, вести борьбу с дезертирами и решать ряд других, не менее сложных дел». Советская власть дала широкую возможность ускоренными темпами вести индивидуальное жилищное строительство. В 1918 г. застраивается Полевая улица. Но в следующем году с. Рыбное от искры паровоза почти полностью, за исключением улиц Школьной и Почтовой, сгорело. Пришлось застраивать его и с южной стороны железной дороги. В Рыбном появилась новая, Ленинская улица. Первым секретарем РК ВЛКСМ (конференция состоялась в 1929 г.) стал В.В. Щетинкин. Создаются райснаб, военный стол, ОГПУ, райкол-хозсоюз, райзо, райфо, отдел милиции, райпрофсовет, отдел народного образования, райсобес и районная контора связи. Быстро развивается районный центр. В 1930 г. стал работать завод по выработке крахмала-сырца. Из мелких кустарных мастерских был создан райпромкомбинат, который вырабатывал кирпич, обжигал известь, выпускал столярные и швейные изделия. 14 апреля 1931 г. на заседании бюро РК ВКП(б) было принято решение об организации районной газеты. Первый номер газеты «Колхозное знамя» вышел 25 апреля 1931 г. В 1935 году было начато строительство производственных корпусов для паровозного депо. Оно стало производить экипировку паровозов и ремонт их на месте. На смену старым «СД», «ОВ» («овечка»), перевозившим составы в 30—40 вагонов, весом в 800—1000 т, пришли паровозы «ЭХ» и «ЭР», перевозившие уже до 60 вагонов общим весом 1500 т. С 1935 г. стали поступать паровозы «ФД» (Феликс Дзержинский) со стокерной подачей топлива, способные перевозить 100 вагонов весом до 3 тыс. т. Машинисты, их помощники, кочегары, мастера и рабочие изучали новую технику непосредственно в депо, в процессе ее эксплуатации и ремонта. Потом в депо поступают паровозы «Л» (Лебедянского), способные перевозить составы с расходом топлива на 30—40% меньше, чем «ФД», и более удобные в эксплуатации и уходе. Коллектив депо берет на вооружение передовые, прогрессивные приемы труда, такие, как досрочная доставка грузов потребителям, вождение большегрузных составов, борьба за сверхплановую экономию топлива, удлинение срока эксплуатации паровозов без захода на ремонт, и др. В депо создаются стахановские и комсо-мольско-молодежные бригады. Чтобы обеспечивать своевременный и качественный ремонт подвижного состава, в 1936 году было построено новое здание вагонного депо. Оно вошло в строй одновременно с пунктом технического осмотра вагонов (ПТО). После реконструкции депо стало специализироваться на ремонте цистерн и контейнеров. Осуществляется курс партии на коллективизацию сельского хозяйства. В 1928 г. в с. Федякине создается первый в районе колхоз «Искра», председателем которого был избран Григорий Михайлович Колотилин. В 1929 г. на базе товарищества по совместной обработке земли в Рыбном организуется колхоз «Новый путь». В том же году создается колхоз «Путь Ленина» в Ходынине. В 1933 г. была создана Рыбновская МТС. Колхозы района стали широко известны в округе своими садами и сборами высоких урожаев яблок. На развитие садоводства заметное влияние оказала непосредственная связь рыбновских садоводов с И.В. Мичуриным. И.В. Мичурин неизменно помогал садоводам, следил за их успехами. В 1939 г. площадь садов насчитывала уже 504 га. Колхозники района стали собирать рекордные урожаи яблок. В 1938 г. садоводы Я.С. Сафонов (колхоз «Красная деревня») и М.Ф. Лавренева (колхоз имени Луначарского) на отдельных участках своих садов собрали урожай плодов по 600—700 ц с га. Сразу несколько колхозов района: имени Кирова, имени Водопьянова, «День урожая», «Красная деревня», имени Крупской, имени Луначарского, Костинский совхоз имени Мичурина — стали участниками ВСХВ по садоводству, восемь колхозников — участниками ВСХВ по зернопроизводству. Новосельский колхоз в числе первых был отмечен дипломом I степени и премией — легковой автомашиной. Дипломы получили колхозы имени Кирова, имени Тельмана и Костинский совхоз. Доярки П.И. Чижова и другие животноводы были награждены золотыми и серебряными медалями ВСХВ. Информация из источников литературы Рязанского края
| |
Просмотров: 3863
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |