Приветствую Вас Гость!
Вторник, 17.10.2017, 19:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Светлое дело

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Следите ли вы за обновлениями этого сайта?
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Рязанская область » Спас-Клепики и Клепиковский район

Спас-Клепипики и Клепиковский район до 20 века

Спас-Клепики и Клепиковский район располо­жены на западе северо-восточной природно-экономической зоны Рязанской области. Площадь района 3243 км2, население около — 38 тыс. человек. Районный центр — г. Спас-Клепипики находится в 67 км от Рязани.

Клепиковский район по площади является самым крупным в области, но плотность населения, как и в далеком прошлом, в нем очень низкая: на большей части территории составляет не более 10 человек на 1 км2. Обусловлено это природой: клепиковские земли раскинулись в центре Мещерской низменности, где много болот и озер, лесов, но пахотных угодий всего 21%, что в 2 раза ниже среднего областного показателя. Села и деревни разбросаны по редким возвышенным сухим местам: песчаным буграм, откосам, гривам.

Мещерская низменность образовалась на месте глубо­кой впадины в древнейших породах, известной под назва­нием Рязано-Костромского прогиба. Много раз на ней появлялось и вновь отступало море, надвигались и таяли ледники, которые оставляли поверх водоупорных глин мощные толщи песков.

В течение ряда столетий атмосферные осадки пропитывали песчаные отложения и накапливались. Этому способствовали равнинность релье­фа и незначительный наклон местности, затруднявшие их сток. Так появились огромные территории болот, множе­ство озер, сформировались бедные подзолистые почвы.

В ее глухих районах медленнее протекали исторические процессы, и этни­ческое своеобразие местного населения удержалось вплоть до XIII в. Хотя и сильно славянизированное, оно сохранило элементы древней самобытности. Оттуда тянут­ся истоки к таким географическим названиям, как села Екшур, Курша, Ушмор, д. Муночь, приток реки Гусь Дандур и др.

По летописям и другим историческим документам название народа мещера известно вплоть до XVI в. Но люди жили в нынешней Мещере с давних времен — еще в каменном веке. 

Ценнейшие открытия тут принесли археологические раскопки. Среди тысяч   найденных  предметов — изделия   из   камня, глины, костяные кинжалы, наконечники стрел, бумеранг из оленьего рога — второй, обнаруженный в Советском Союзе, ожерелья из просверленных клыков кабана, мед­вежьих и волчьих  зубов. Уникальными  экспонатами московского Исторического музея и Ленинградского инс­титута театра, музыки и кинематографии имени Николая Черкасова стали привезенные с берегов Пры манки-дудочки,   имеющие   по   четыре   игровых   отверстия. Ученые считают их пращурами современных флейт.

«В глухой лесной Мещерской стороне,— отмечал в книге «Рязанская земля» археолог А. Монгайт,— мы не знаем ни одного сколько-нибудь значительного поселения в славянское время». Не указывают летописи, когда она вошла в состав Рязанского княжества. Но сохранилось известие, что в 1210 г. владимирский князь Всеволод III послал воеводу Козму Родивоновича «ратью в Рязанскую землю, и взяша Пру Рязанскую вниз по Оке, и возвратишася с многим полоном в Володимир».

В XIV в. появляется самостоятельное, но зависимое от Рязани Мещерское княжество во главе с князем Александром Уковичем. Впоследствии великий князь московский Дмитрий Донской присоединяет Мещерское княжество к Московскому государству. Проходили по лес­ному краю во время казанских походов Ивана Грозного полки князя Андрея Курбского.

В 1620 г. почти всю Черно-Гостиловскую волость царь раздал в поместья и вотчины мелким служилым людям. Первым владельцем Клепиков стал обрусевший мордовский князек Григорий Кильдишев.

Словарь народных географических терминов Э. Мур­лева выводит название рязанского с. Спас-Клепики от слов «клепик» — рыбоочистный нож и «клепики» — место разделки рыбы, улова. Такое же определение этих слов даёт  Толковый  словарь  В.И.  Даля для  московской церкви  Спас в Клепиках — это «Спас на рыбочистьи». По-видимому, с появлением первой деревянной церкви во имя Спаса Преображения село получило свое оконча­тельное название — Спас-Клепики.

В грамотах и писцовых книгах XVII—XVIII вв. встре­чаются многие названия населенных пунктов, которые и поныне есть в Клепиковском районе. В жалобе боярина Василия Морозова, относящейся к 1625 г., говорится о Стружанах. Под 1644 г. имеется запись: «В Тумской же волости погост на государеве Цареве и великого Князя Михаила Федоровича всея Руси земле...» Упоми­нается как погост Курша. 

Первоначальное же значение Слова «погост», известного и сейчас северовеликорусским говорам, — небольшое селение, хутор, подворье, постоя­нен двор от древнерусского «гость» — купец. К 1702 г. относится челобитная гусевского попа Аникея, разбирав­шаяся   «клепиковским   поповским   старостой   Иваном».

Уже в XVIII в. начинает складываться некоторое своеобразие развития сельскохозяйственного и промыш­ленного производства в Мещерском крае, в том числе и на территории, где раскинулся Клепиковский район. Его селения до революции входили в волости Каси­мовского и Рязанского уездов. Недостаточное количество пашни, а следовательно, хлеба, побуждало население развивать собственные промыслы, чему способствова­ло обилие леса, близость к промышленным регионам Москвы и Владимира. К тому же все имения в северном мещерском заокском районе Рязанской губернии находи­лись на оброке, и крестьяне, не стесненные барщиной, были свободны в выборе занятий. Отсюда   возникло отходничество мастеровых людей в другие губернии.

Среди отходников первое место занимали строитель­ные рабочие, за ними шли бондари, дроворубы. Только в середине XIX в. ежегодно уходили из Кле-пиковской, Верейской, Ершовской, Кузьминской волостей Рязанского уезда до 4600 плотников.

Краевед А. Тулупов в районной газете «Новая Меще­ра» так рассказал о распространении клепиковских отходников: «И разнесли по всей России славу больших мастеров своего дела искусные ершовские плотники. Их, артелями отправлявшихся в поисках заработка для прокормления семей, можно было встретить всюду... Своеобразный рекорд «плотничьего землепроходчества» установил ершовец Андрей Филиппович Тулупов, побывав со своим нехитрым инструментом — топором — на строй­ках Дальнего Востока, в Китае, Австралии и на Филип­пинах. Григорию Акимовичу Дугинову... довелось рабо­тать с земляками-односельчанами на Камчатке, затем -в Китае, а весть о революции 1917 г. застала его в Турции».

После реформы 1861 г., когда не стало возможным нещадно эксплуатировать дешевый труд крепостных, стальной инструментальный завод в д. Гришине прекратил  свое существование. И в наши дни сохранилось название д.Заводская Слобода близ Гришина.

Особенное развитие получило в населенных пунктах, расположенных рядом с Спас-Клепиками, производство ваты. Оно возникло во второй половине XIX столетия. Сырьем служили главным образом отходы угары с хлопкопрядильных и ткацких фабрик Московской и Вла­димирской губерний, льняная пакля. Использовалось бытовое тряпье, выменивавшееся у населения на гли­няные свистульки, сушеные груши и другие копеечные забавы для малышей. В 90-е годы имелось 10 фабрик, в том числе в селах Задне-Пилево, Екшур, деревнях Нршовские Выселки, Егорове, Потапаво, Верея. Через несколько лет фабрик стало 15.

Торговля дровами, пиломатериалом вызвала к жизни узкоколейную железную дорогу, к 1899 г. прорезавшую Мещерские леса от Рязани до с. Тумы.

Читать далее - Спас-Клепики 20 век

Категория: Спас-Клепики и Клепиковский район | Добавил: wayziza (17.07.2012)
Просмотров: 3056 | Теги: клепики, рязань | Рейтинг: 5.0/1

Смотрите также
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]